Соборы и храмы
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Дивеево

Информация

Адрес: Нижегородская область, с. Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Дивеево

Православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы».
С историей монастыря можно ознакомиться на официальном сайте http://www.4udel.nne.ru.

Святыни:

Мощи Серафима Саровского. Мощи преподобного «путешествовали» по многим храмам и монастырям, но возвращены они в Дивеевскую обитель лишь в 1991 году, что отмечалось крестным ходом, а в богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший самолично первый молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору.

Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря. 25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы. Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игумении Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы. До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня. В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана. В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации, в частности через южную часть — канализационная труба. Введены запреты на молитвы на святой Канавке.
1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся.
10 августа 1993 года, на праздник Божией Матери «Умиление», впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестный ход с пением Параклиса.
В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление Канавки при условии согласования с ними каждого участка работ. Работы на первом участке — от начала до первого поворота начались 23 августа, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия. Исходное расположение уточнялось с помощью поперечных раскопок.
Основные работы были завершены к 2003 году — столетию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу была выложена плитами и обнесена кованной оградкой. В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года.
В 2005 году воротами была закрыта асфальтированная дорога через Канавку, ведущая к школе. 26 июня 2006 года, в день памяти преподобной Александры и канун кончины первого духовника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Василия (Садовского), отслужен молебен на восстановление Канавки в месте пересечения с дорогой. 28 июня начались земляные работы.
В 2011 году по Святой Канавке многотысячным крестным ходом был пронесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы.
По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход. Накануне монастырские сестры украшают Святую Канавку живыми цветами. Также крестный ход проходит после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста.

Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора. Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину.
После закрытия монастыря игуменией Александрой (Траковской) вместе с другими сёстрами образ был увезён в Муром. После её смерти монахиней Марией (Бариновой) с благословения Патриарха Пимена икона была передана протоиерею Виктору (Шиповальникову), а в 1991 году — Патриарху Алексею II. С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список.

Ковчег с мощами старцев Глинской пустыни. В апреле 2009 года в дар монастырю передан ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни: Макария, Серафима, Иннокентия, Феодота, Архиппа, Василия, Илиодора, Иоанникия и Филарета. Ковчег изготовлен по благословению игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии (Конковой). Ранее по благословению настоятеля Глинской пустыни архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) было изготовлено пять ковчегов с частицами мощей преподобных старцев. Они были отправлены на Валаам, в Соловецкий монастырь и в три храма Москвы.